ВСЕВОЛОД ЗАДЕРАЦКИЙ: музыкально-поэтическая композиция

 

ВСЕВОЛОД ЗАДЕРАЦКИЙ: музыкально-поэтическая композиция 01.03.2013

ВСЕВОЛОД ЗАДЕРАЦКИЙ: музыкально-поэтическая композиция

5 марта в 15-00 в Большом зале Московского областного музыкального колледжа им. С.С. Прокофьева публике будет представлен необычный жанр – музыкально-поэтическая композиция.

Творческий союз поэзии и музыки в данном случае связан с мемориальной темой – данью памяти выдающемуся отечественному музыканту с исключительно сложной судьбой ВСЕВОЛОДУ ЗАДЕРАЦКОМУ (1891-1953), чья творческая биография в полной мере отразила драматичную атмосферу первых советских десятилетий, ее контрасты и коллизии. Впрочем, как известно, в те годы найти искомый баланс между творчеством и идеологией удавалось немногим.

В молодости композитор преподавал музыку сыну императора Николай II, позднее – был весьма активным адептом Ассоциации Современной Музыки (АСМ), в последующие же годы музыкант пережил несколько арестов и долгие периоды репрессий. Впрочем, творческая жизнь В. Задерацкого не прерывалась даже в тяжелейших моральных и физических условиях. Так, в лагере на Колыме, где музыканту довелось провести два года, на бланках для телеграмм он записал 24 прелюдии и фуги, более чем за десять лет до известного цикла Шостаковича (здесь вспоминается подобный духовный подвиг Оливье Мессиана в годы Второй мировой войны, связанный с созданием Quatuor Pour La Fin Du Temps - «Квартета на конец времени»).

Cвоеобразный музыкально-поэтический hommage на музыку Всеволода Задерацкого публике нашего колледжа представят пианист АЛЕКСАНДР РАХЕЛЬСОН и поэт ВЛАДИМИР ЯЦЕНКО. 

Российский пианист и композитор АЛЕКСАНДР РАХЕЛЬСОН (1969) – яркий талантливый музыкант. Начальное образование он получил в Малаховской музыкальной школе недалеко от Москвы. В 1988 г. Александр Райхельсон окончил училище им. Гнесиных с отличием по классу фортепиано у педагога Н.А. Мутли. В 1993г. окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу специального фортепиано с золотой медалью в классе профессора С.Л. Доренского, у которого прошел и аспирантский курс.

В 1999 г. закончил МГК им. Чайковского с отличием в классе композиции проф. А.А. Коблякова. В 2002 г. прошел стажировку по классу органа у проф. А.А. Паршина. В настоящее время Александр Райхельсон - преподаватель Московской консерватории по предмету «электронная композиция». Он активно участвует в концертной деятельности в качестве сольного исполнителя и в составе вокальных и инструментальных ансамблей, пропагандируя как музыку старинных мастеров, так и современных композиторов.

С 1991 Александр Райхельсон участвует в международных конкурсах: И.С. Баха в Саарбрюккене (1991, Германия); Виотти (1992, Италия, диплом); А. Скрябина (Нижний Новгород, 1995, диплом); Чюрлениса (Литва, 1995, диплом). Участвовал в III Всероссийском конкурсе исполнителей романса (Владимир, 2001 г., диплом лучшего концертмейстера).

Исполнительский подход к произведению привлекает слушателя прекрасным вкусом, пониманием стиля произведения, серьезным и вдумчивым подходом, высокой культурой исполнения. Репертуар Александра Райхельсона включает в себя произведения самых разных стилей от музыки барокко до современных авторов. Он также любит открывать нехоженые тропы в искусстве, смело экспериментируя в области музыкальных форм. Начав рано свою концертную деятельность, Александр Райхельсон поражает своим замечательным артистизмом. Музыкант концертирует как со своими сольными программами, так и в составе камерных ансамблей в лучших концертных залах Москвы, а также гастролирует по стране и за рубежом.

Композиторские работы Александра Райхельсона - свидетельство широких творческих интересов автора, разносторонности его целей и задач, его желания объединить различные сферы литературы и музыки, раскрыть тесную связь между Словом и Музыкой. Он пишет музыку в разных стилях, начиная классической и заканчивая электронной и конкретной музыкой. Его композиции соединяют в себе детальную проработку музыкальной формы с изяществом звучания.

Как композитор, Александр Райхельсон устраивает регулярно авторские вечера, как в стенах Московской консерватории, так и других залах. Его произведения звучали в рамках концертов в консерватории, например, международный фестиваль «Возвращение», Доме Композиторов (“Московская осень”) и др., его сюита для скрипки, альта и детского струнного оркестра неоднократно исполнялась в России и за рубежом. Так, детский струнный оркестр под руководством А. Мелкумовой, включив это сочинение в свою программу, получил на международном конкурсе в Венгрии Гран-при. Александр Райхельсон - член Союза композиторов России, лауреат композиторского конкурса на лучшее сочинение для органа. В 2002-2003 г. проходил стажировку в Парижской консерватории (CNSMDP - Conservatoire Superieur de Musique et de Danse de Paris) с целью прослушивания курса «компьютерной музыки и новых технологий», обучению работе с программами на компьютере Macintosh, а также умением составления программ курса композиции и компьютерной музыки. Неоднократно издавался на CD и Mp3 дисках как композитор, как сольный и камерный исполнитель. В компьютерной музыке Александр Райхельсон проявляет себя одновременно как лирический композитор и, в то же время, как экспериментатор. В своих работах он часто использует совмещение и взаимопревращение электронных тембров и тембров человеческого голоса, акустических инструментов.

Александр Райхельсон выступает часто с литературно-музыкальными программами, посвященных писателям и поэтам (Пушкин, Ахматова, Цветаева, Северянин, Набоков, Пришвин и др.) с чтецами, за что имеет “Благодарственное письмо” от Д.С. Лихачева и Пушкинского общества за проведение подобных просветительских вечеров. “Шесть переводов из Вилли Мельникова” (1996) написан для терменвокса и фортепиано. Автор использует здесь алгоритм перевода литературного текста на музыкальный язык. Несколько вокальных циклов, включая “Вокальный цикл для баса и фортепиано на стихи немецких и австрийских поэтов” (1995), в котором совмещаются различные музыкальные стили. Фуга для органа соло из цикла “Шесть предпочтений” (2001), написана с использованитем криптофонического метода перевода литературного текста в музыкальный. В качестве стихотворных прототипов были использованы стихи Ф. Тютчева, И. Северянина, З. Гиппиус, А. Ахматовой, Б. Пастернака.

Александр Райхельсон выступает в названных им “Синтетических концертах”, где он является одновременно композитором, пианистом, звукорежиссером, чтецом. С 1991 по 1995 вел авторские передачи на радио “Эхо Москвы”, где также звучали его литературные и музыкальные композиции. С 2004 г. по заказу компании «Экстрафон» разработал оптимальную конфигурацию студии для записи классической музыки и участвовал в ее строительстве. В настоящее время – он главный технолог и штатный звукоинженер студии. Александр Райхельсон член “Терменцентра” – электронной музыкальной студии им. Л.С. Термена в Москве.


ВЛАДИМИР ЯЦЕНКО родился в Москве в 1950 году 8 августа на «Мещанке» в семье: мама – инженер, папа – военный. Окончил музыкальную школу по фортепиано плюс аккордеон, окончил ПТУ №64 по настройке и ремонту клавишных инструментов.

В 1989 году написал первую поэму «Правозащитник» на смерть А.Д. Сахарова. В 1991 вышла вторая поэма «Площадь Дзержинского». В 1992 г. вышла книга лирики «По нотам, холстам и страницам», в этом же году опубликован «Правозащитник» церковью свидетелей Иеговы. В 1993 г. переизданы сборники в издательстве «Логос»: «По нотам, холстам и страницам» и «Площадь Дзержинского». В 2004 г. дописана поэма «1993 год» о событиях, связанных с обстрелом «Белого Дома», вышел сборник с поэмами и лирикой. С 2008 г. – выступления в библиотеке украинской литературы до 2009г. В 2013 г. возобновлены концерты «По нотам, холстам и страницам».


Возврат к списку