Предметно-цикловая комиссия «Теория музыки» существует в колледже с 1967 года. Более тридцати лет ею руководила Людмила Вениаминовна Симонова - Заслуженный работник культуры РФ, подлинный энтузиаст своего дела. У истоков также стояла Елена Тимофеевна Тарасова - педагог, отдавший колледжу более пятидесяти лет.
В первые годы существования ПЦК пришли работать преподаватели - выпускники Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Это была целая плеяда педагогов высокого уровня, посвятивших колледжу не один десяток лет, - И. Г. Мартынова, М. В. Макарова, И. Х. Роман, М. С. Чернякова, В. П. Русских, Л. В. Мурашова, О. Н. Лопырёва, В. И. Останькович. В эти годы закладывались основы традиций, которые до сих пор бережно хранят педагоги отделения, — преподавание на высоком профессиональном уровне, коллегиальное творческое общение и тёплая дружеская атмосфера, внимательное отношение к каждому студенту.
Долгие годы предметно-цикловой комиссией руководила Ламара Михайловна Никитина — Почётный работник среднего профессионального образования РФ, музыковед, признанный авторитет в разных областях музыкознания, творческий человек с яркой индивидуальностью. Её сменила Татьяна Владимировна Янис, выпускница отделения «Теория музыки».
Сегодня ПЦК «Теория музыки» представлена преподавателями разных поколений: это и опытные, авторитетные музыканты, и молодые перспективные специалисты: И. Х. Роман, Н. В. Рудневская, Е. М. Стасеева, М. Т. Просняков, Т.Г. Вихорева, О.В Проскурина, А. В. Поспелова, Г. В. Анохина, А.С. Крылова, И.Р. Гаджиев.
С 2019 года председателем предметно-цикловой комиссии «Теория музыки» является Елена Николаевна Ханнанова — кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики.
Отделение «Теория музыки» работает в следующих направлениях:
• подготовка педагогических кадров для детских школ искусств, преподавателей сольфеджио, ритмики и композиции;
• научно-методическая деятельность;
• профориентационная работа;
• проведение курсов повышения квалификации для преподавателей детских школ искусств;
• проведение конкурсов и олимпиад;
• экспертная деятельность.