Показать / Скрыть описание
Василиса АЛЕКСАНДРОВА
СТРУНЫ МИРА
В фойе Дома культуры подмосковного города Пушкино царит оживление. Больше всего это напоминает съемки фильма из истории Древней Руси. Повсюду молодые люди в национальных костюмах, и из каждого угла разносятся звонкие переливы гусельных струн. Настроение участников приподнятое, хотя, конечно, ощущается и волнение. Это не удивительно, учитывая то, что на наших глазах разворачивается серьезное соревнование.
С 4 по 7 апреля 2014 года в г. Пушкино Московской области прошел Первый Московский Областной открытый конкурс исполнителей на гуслях и многострунных безгрифных инструментах. Учредителем конкурса выступило Министерство культуры Московской области, а организаторами стали Московский областной музыкальный колледж имени С.С. Прокофьева, Научно-методический центр культуры и искусств Московской области и Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки.
Участники конкурса были разделены на пять возрастных групп – от учащихся детских музыкальных школ и школ искусств до концертных исполнителей. Среди них были как солисты, так и ансамбли, в составе которых присутствуют многострунные безгрифные инструменты. Конечно, главным героем стали русские гусли, но прекрасным украшением конкурса стали и исполнители на инструментах других культур – белорусских цимбалах и удмуртском крезе.
Для солистов конкурс проходил в два тура: вначале в сопровождении фортепиано, затем с участием оркестра. Оркестр русских народных инструментов Московского областного музыкального колледжа имени С.С. Прокофьева под руководством Ивана Виноградова, которому выпала почетная обязанность сопровождать выступления участников второго тура, справился со своей задачей на «отлично». Разумеется, для молодых оркестрантов конкурсный марафон стал прекрасным опытом, можно даже сказать, «боевым крещением».
Высокий уровень конкурса подтвердили и проведенные в его рамках научно-практическая конференция «Гусли и многострунные безгрифные инструменты в XXI веке», концерт лауреатов и гала-концерт членов жюри, педагогов и лауреатов во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М.И. Глинки. С огромным интересом участниками конкурса были восприняты мастер-класс и доклад авторитетного ученого, профессора РАМ им. Гнесиных, доктора искусствоведения, научного руководителя конференции М.И. Имханицкого, доклады профессора С.В. Борисова, преподавателей М.В. Беляевой, А.С. Ускова, П.А. Лукоянова, композитора Е.А. Панченко и многих других. Темы, затронутые на конференции, отличались актуальностью и нацеленностью на исполнительскую практику.
Первый Московский Областной открытый конкурс исполнителей на гуслях и многострунных безгрифных инструментах, безусловно, стал событием и для исполнителей на народных инструментах, и для широкого круга слушателей. Особенно приятно, что на эти четыре дня центром притяжения для любителей народного творчества стал именно подмосковный город Пушкино, где трепетно относятся к развитию народного исполнительства.
?
Председатель жюри конкурса, профессор Санкт-Петербургской консерватории
Сергей Васильевич БОРИСОВ: «Эти инструменты старинные, но не стареют».
У меня самые хорошие впечатления. Это первый по счету конкурс, но я уверен, что его ждет отличное будущее. Уже сейчас задана очень высокая планка, игра была на редкость хороша даже у самых младших исполнителей. Все сделано очень добротно и интересно, а главное – видно трепетное отношение музыкантов к их инструменту. Еще в «Повести временных лет» сказано: «Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте». И вот здесь, в Московской области, откликнулись на этот призыв из далеких времен. Берут гусли, играют – и всем нравится! Мне очень хочется пожелать участникам конкурса и всем, кто к нему причастен, огромного творческого успеха.
Ответственный секретарь конкурса, преподаватель МОМК им. С.С. Прокофьева,
лауреат всероссийских и международных конкурсов
Павел Александрович ЛУКОЯНОВ: «Конкурс сплотил весь колледж и весь город».
Предложение провести конкурс гусляров пришло из Министерства культуры Московской области, и весь коллектив колледжа с воодушевлением воспринял эту идею, хотя она и была для нас довольно неожиданной. Незадолго до этого я вернулся из жюри международного конкурса в Пскове, и под впечатлением от его участников, от общения с членами жюри, начал работу над нашим проектом. У меня сразу родилась мысль пригласить в жюри команду, которая уже сдружилась за несколько лет работы на Псковском конкурсе – ведь Псков считается колыбелью гусельного искусства, в том числе академического. Так родилась мысль пригласить председателем жюри С.В. Борисова, потому что он уже много лет является художественным руководителем псковского конкурса и самым авторитетным человеком на севере России в этой сфере.
Я был уверен, что конкурс получится, потому что интерес к исполнительству на гуслях в московском регионе очень большой. У нас было более 60 заявок, а это порядка 100 участников (включая ансамбли). Мы сразу решили проводить конкурс в два тура – ведь это говорит о статусе мероприятия. Участники должны не только хорошо играть, но еще иметь стальные нервы, чтобы выдержать такое состязание. Администрации колледжа пришла мысль провести второй тур с нашим оркестром, и, как потом показала практика, народный оркестр колледжа с большим энтузиазмом репетировал, а затем на протяжении целого конкурсного дня был на сцене. Это большая школа – выступить с такими замечательными солистами. Мы очень надеемся, что на следующий конкурс приедет больше исполнителей из других стран, и мы сможем привлечь к участию во втором туре и симфонический оркестр нашего колледжа.
Конкурс стал очень ярким событием, он сплотил весь колледж и весь город. Ребята приходили поболеть за однокурсников, послушать участников, и это действительно был праздник.
?
Лауреаты I премии в номинации «ансамбли малой формы»
Алиса ЛЕБЕДЕВА и Дмитрий ЗАГОРСКИЙ (дуэт «Отражение»): «Все думают, что мы брат и сестра, но это не так».
Мы познакомились в Нижнем Новгороде, и стали играть в дуэте с мая прошлого года. За это время мы успели принять участие в Международном конкурсе в Пскове. Готовиться к конкурсу в Пушкино мы начали задолго, практически сразу после Нового года, как только Дмитрий вернулся из Санкт-Петербурга, где принимал участие во Всероссийском конкурсе.
По сравнению с другими конкурсами, в которых мы принимали участие, дома было играть легче, мы чувствовали себя увереннее. Кстати, Дмитрий принимал участие в конкурсе и как солист, и также стал лауреатом I премии (в третьей возрастной группе).
Все думают, что мы брат и сестра, но на самом деле это не так. Мы даже учимся в разных учебных заведениях. (Алиса только оканчивает музыкальную школу у преподавателя Л.В. Губиной, а Дмитрий учится в МОМК им. С.С. Прокофьева в классе П.А. Лукоянова – В.А.).
Лауреат Гран-При в пятой возрастной группе, участница ансамбля «SAVEtempo»
Анастасия ФОМИНА: «Радостно видеть так много гусляров».
Я представляю Санкт-Петербургскую государственную консерваторию. Конкурс ведь хоть и московский областной, но открытый. И меня сюда пригласили поиграть, чтобы расширить географию. Я тут с в некотором роде с разведывательной миссией, и в будущем, я надеюсь, в Пушкино приедет больше участников из Петербурга.
Организация конкурса очень хорошая, дети подготовлены качественно. И вообще очень радостно видеть так много гусляров, потому что, к сожалению, инструмент этот пока еще редкий. Обычно в каждом учебном заведении учится по 3–4 человека, а здесь в младшей возрастной категории 25 человек!
Нас прекрасно принимают, мы живем в замечательной гостинице. Все вокруг относятся очень доброжелательно. Отдельное спасибо сотрудникам буфета колледжа за то, что они нас кормят в любое время, днем и ночью, даже когда не работают.
Музыкальный руководитель ансамбля «SAVEtempo», композитор, исполнитель на фортепиано, органе и клавесине
Елизавета ПАНЧЕНКО: «Знакомство с гуслями изменило всю мою жизнь».
Как композитор я гляжу на музыку для гуслей с несколько иных позиций, чем люди, причастные напрямую к цеху народных инструментов. Моя деятельность и мое понимание этой сферы творчесва заключается в том, чтобы привнести в гусельную культуру исполнительства нечто новое, что заставит инструмент выявить иные смыслы.
Одним из важных направлений я считаю осмысление гуслей в рамках барочной культуры – поэтому в наш проект (ансамбль «SAVEtempo» – В.А.), существующий в рамках барочной традиции, мы интегрируем гусли (скрипка, флейта, гусли, виолончель, клавишные).
Академические музыканты живут в параллельном пространстве, они не представляют всей красоты мира, который скрывается в гуслях. Одна из важнейших задач, на мой взгляд, – сведение в единое пространство того, что еще не сводилось централизованно. И крайне важно объединение московских и петербургских традиций, потому что только так мы можем сделать что-то ст?ящее на уровне страны и мира.
Конкурс проходит замечательно, организация очень радует. Дружественный настрой и дух единства, без нездорового соперничества, – это бесценно. Безусловно, это заслуга организаторов. Участники всех возрастных групп очень хорошо подготовлены. Это говорит о подъеме, и конкурс этот будет расти и крепнуть.